Певческий голос
Понятие «певческий голос» связано со
способностью человека петь.
В отличие от речи, звуки голоса певческого имеют точную
высоту, могут долго длиться. Они проявляются на гласных. Пользоваться голосом
певческим человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и
голосового аппарата.
Различают голос певческий. бытовой («не поставленный») и
профессиональный («поставленный»). Под постановкой голоса понимается
приспособление и развитие его в целях профессионального использования. Такие
качества голоса певческого., как яркость, красота, сила и длительность
звучания, широта диапазона, гибкость, неутомляемость, во многом определяющиеся
природными свойствами голосового аппарата могут быть развиты в процессе
постановки голоса. Голос может быть поставлен для оперно-концертного пения,
исполнения народных песен, эстрадного пения и т. д.
Определяющие качества
голоса певческого - красота тембра и способность долго выдерживать звуки.
Оперно-концертный голос должен быть хорошо слышным в больших залах, то есть
обладать так называемой полётностью. Полётны звонкие, металличные голоса.
Качество металличности и полётности определяется наличием в спектре голоса
группы высоких обертонов, так называемой высокой певческой форманты. Округлость
и мягкость звучания голоса зависят от усиления обертонов низкой части спектра.
Высокая и низкая певческие форманты, а также вибрато (пульсация с частотой 5-6
раз в секунду) определяют красоту и льющийся характер голоса.
Важное качество голоса
певческого - его сила. Оперное пение требует сильного голоса, который может
наполнять большой зал и быть слышным на фоне оркестрового сопровождения. Голос
от природы имеет регистры . Под регистром понимается ряд однородных по
тембру звуков, производящихся единым физиологическим механизмом. Звуки разных
регистров звучат по-разному. В мужском голосе выделяют грудной регистр в нижней
части диапазона и фальцетный в верхней. Грудной регистр отличается силой и
богатством звучаний. Фальцетный слаб и беден по тембру. В женском голосе
различают грудной регистр, центральный, в котором совмещается головное и
грудное звучание, и головной в верхней части диапазона, звучащий светло,
открыто.
Профессиональный голос певческий. должен иметь диапазон в две
октавы и звучать ровно на всём протяжении диапазона. Это достигается с помощью
развития смешанного звучания, так называемого микста.
Голоса
классифицируются по тембру и высоте. Различают шесть основных типов
голосов :
Женские голоса :
сопрано
меццо –
сопрано
контральто
Мужские голоса :
тенор
баритон
бас
дискант -
голос мальчиков
Женские голоса
подразделяются на :
Колоратурное сопрано - самый высокий
женский голос. (диапазон : до первой октавы - фа третьей октавы.)
Голос очень хрупкий, изящный с
беспредельным серебряным верхним регистром.
Легкость позволяет исполнять сложнейшие рулады
, широкие скачки, изящные мелизмы и
невероятно бравурные пассажи.
Оперные партии: Царица ночи (
Волшебная флейта), Кукла ( Сказки Гофмана), Снегурочка
( Снегурочка).
Лирическое сопрано -(диапазон : до первой октавы - до, рэ
третьей октавы.)Голос кантиленный , мягкий , ярко
звучит на всем диапазоне.
(Оперные партии : Виолетта (Травиата), Иоланта
(Иоланта), Маргарита (Фауст).
Лирико - драматическое сопрано
- более объемный ,очень выразительный голос, в котором прекрасно
сочетаются мягкость, кантилена и спинто.
Оперные партии : Татьяна (Евгений Онегин.) Норма (Норма), Аида (Аида).
Драматическое сопрано - сильный , объемный, ярко
тембральный голос. Это дает ему возможность петь всю партию на сильном
эмоциональном накале.
Оперные партии : Тоска (Тоска) ,Абигаиль ( Набукко ), Турандот
(Турандот).
Меццо-сопрано
- средний голос между сопрано и контральто.
Лирическое меццо-сопрано - светлый по тембру и цветом
приближенный к сопрано. (диапазон : ля малой октавы - ля, си второй
октавы ).
Оперные партии: (Амнерис (Аида), Эболи (Дон Карлос), Ганна (Майская ночь),
Весна (Снегурочка)
Центральное меццо-сопрано - крупный, плотный
,сильный голос.
Оперные партии: Любаша (Царская невеста), Марфа (Хованщина),
Азучена (Трубадур), Кармен (Кармен).
Колоратурное меццо-сопрано -очень редкий голос наделенный
яркостью, гибкостью и подвижностью, что позволяет петь сложнейшие пассажи
,фиоритуры и рулады.
Оперные партии: Изабелла (Итальянка в Алжире), Розина (Севильский Цирюльник),
Золушка (Золушка).
Контральто - самый низкий женский голос. Бархатный с шикарными
грудными нотами.
Оперные партии: Ратмир (Руслан и Людмила), Кончаковна (Князь Игорь),
Ольга (Евгений Онегин), Ульрика (Бал маскарад).
Мужские голоса
подразделяются на :
Лирический тенор - серебристый, мягкий, очень
подвижный с колоратурами голос (диапазон : от до первой - си, до
третьей).
Оперные партии: Ленский (Евгений Онегин), Левко (Майская ночь),
Линдоро (Итальянка в Алжире) Граф Альмавива (Севильский Цирюльник).
Лирико-драматический тенор - более спинтовый и
плотный голос.
Оперные партии: Альфред (Травиата), Герцог (Риголетто), Владимир Игоревич
(Князь Игорь).
Драматический тенор -
объемный, яркий, голос с металлом, по природе очень сильный.
Оперные партии: Герман (Пиковая Дама), Манрико (Трубадур), Туриду
(Сельская честь), Калаф (Турандот).
Контр - тенор - голос, звучащий в
тесситуре меццо-сопрано. Поет развитым фальцетом. Применяется в
старинной, барочной музыке. (Гендель, Бах, Каччини, Монтеверди)
Лирический баритон - высокий, яркий, подвижный голос.
(диапазон: ля большой -ля первой октавы).
Оперные партии: Фигаро (Севильский цирюльник), Дон Жуан( Дон Жуан), Дон
Паскуале (Дон Паскуале), Валентин (фауст), Елецкий (Пиковая Дама).
Драматический баритон - бархатный, объемный, сильный по
всему диапазону голос.
Оперные партии: Амонасро (Аида), Яго (Отелло), Дагон (Самсон и Далила).
Бас - самый низкий мужской голос. (диапазон : до большой
октавы -ре, ми первой октавы).
Высокий бас - обычно характерный,
подвижный ,комический.
Оперные партии: Дон Базилио (Севильский цирюльник), Лепорелло (Дон Жуан),
Малатеста (Дон Паскуале), Мустафа (Итальянка в Алжире).
Центральный бас - крупный, яркий, очень сочный
голос, богатейший грудной регистр.
Оперные партии: Борис Годунов (Борис Годунов), Мельник (Русалка), Филипп (Дон
Карлос), Рене (Иоланта), Кончак ( Князь Игорь).
Бас-профундо - очень низкий, грудной,
объёмнейший голос.
Используется чаще всего в церковно-хоровой музыке.
Дискант - голос мальчиков. Дисканты разделяются на низкие,
средние и высокие по вокальным партиям.
Певческие регистры
1. Нижний
регистр: малая, большая и т.д. октавы.
(Мужчины имеют два регистра: грудной и фальцет ).
2. Средний регистр: I октава (сим-ре2).
(Потенциальный участок соединения грудного и головного голосов).
3. Верхний регистр: II октава, женщины могут
петь выше.
( Женщины имеют грудной, средний (медиум - mixt) и головной).
4. Суперголовной регистр - участок, располагающийся на
четвертом переходном участке женского диапазона, при этом ощущается уход за
пределы обычного головного голоса, а так же дополнительное чувство свободы. У
девочек это наблюдается от си2 и выше.
Диапазон
Диапазон определяется набором
звуков, которые можно спеть голосом (определить диапазон ученика).
Диапазон – это расстояние от крайней верхней до
крайней нижней ноты, которые может спеть ученик. Обычно рабочий (тренировочный
диапазон) шире концертного.
Тесситура
Тесситура - это высотное положение
звуков произведения по отношению к диапазону.
Вид тесситуры определяет высота первой части
диапазона, которая используется в произведении. Если высокие верхние звуки -
значит тесситура высокая и т. д.
Тембр
Тембр - это окраска голоса (
мягкий, резкий, густой, звенящий, бархатный, и т.д.). По тембру можно найти
каждому голосу свой цвет, так же, как по типу окраски звуков, воспроизводимых
на инструменте (фортепиано), используя теплые и холодные тона.
Например:
По опросу детей по определению цвета звуков на протяжении многих лет у большинства
детей определялись одни и те же цвета на звуки:
нота фа1 -
желтый цвет(теплый),
нота соль - зеленый цвет (ласковый),
нота ля - красный цвет (устойчивый, густой),
нота си - голубой цвет, почти что насыщенный синий
(летящий, иногда сравнивают с журчащим ручьем.),
нота до2 - белый цвет,
нота ми1 - синий, иногда говорят сиреневый цвет (холодный),
нота ре1 - коричневый цвет (единогласно)-(густой, теплый),
нота до1 - черный цвет.
Высокая позиция
звука
Именно ощущение "головы” придает
пению высокую позицию, полетность.
"По-настоящему поет тот, кто умеет переносить звучание
голоса в голову”, - говорят итальянские мастера пения .
Вибрато
Вибрато - это периодические изменения высоты,
силы и тембра определенного тона.
Дикция
Дикция является средством донесения
текстового содержания произведения, и одним из важнейших средств
художественной выразительности раскрытии музыкального образа
|