Что такое эстрадная музыка Эстрада
— вид сценического искусства подразумевающий собой как отдельный жанр
так и синтез жанров: пение, танец, оригинальное выступление, цирковое
искусство, иллюзии.
Эстрадная музыка — вид развлекательного музыкального искусства, обращенный к самой широкой слушательской аудитории.
Наибольшее развитие данный вид музыки получил в XX в. К нему обычно
относят танцевальную музыку, различные песни, произведения для
эстрадно-симфонических оркестров и вокально-инструментальных ансамблей.
Зачастую, эстрадную музыку отождествляют с бытующим понятием «легкая
музыка», то есть, лёгкая для восприятия, общедоступная. В историческом
плане к легкой музыке можно отнести несложные по содержанию,
завоевавшие всеобщую популярность классические произведения, например
пьесы Ф. Шуберта и И. Брамса, Ф. Легара и Ж. Оффенбаха, вальсы И.
Штрауса и А. К. Глазунова, «Маленькую ночную серенаду» В. А. Моцарта.
В этой обширной, а также чрезвычайно разнородной по характеру и
эстетическому уровню области музыкального творчества используются, с
одной стороны, те же выразительные средства, что и в серьезной музыке,
с другой — свои, специфические.
Термин «эстрадный оркестр» был предложен Л. О. Утёсовым в конце 40-х гг., что дало возможность разделить два понятия:
музыку собственно эстрадную и джазовую.
У современной эстрадной музыки и джаза есть целый ряд общих
признаков: наличие постоянной ритмической пульсации, осуществляемой
ритм-секцией; преимущественно танцевальный характер исполняемых
эстрадными и джазовыми коллективами произведений. Но если джазовой
музыке свойственны импровизационность, особое ритмическое свойство —
свинг, а формы современного джаза порой достаточно сложны для
восприятия, то эстрадная музыка отличается доступностью музыкального
языка, мелодичностью и чрезвычайной ритмической простотой.
Один из самых распространенных видов эстрадных инструментальных
составов — эстрадно-симфонический оркестр (ЭСО), или симфоджаз. В нашей
стране становление и развитие ЭСО связано с именами В. Н. Кнушевицкого,
Н. Г. Минха, Ю. В. Силантьева. Репертуар эстрадно-симфонических
оркестров чрезвычайно обширен: от оригинальных оркестровых пьес и
фантазий на известные темы до аккомпанемента песен и оперетт.
Кроме непременной ритм-секции и полного духового состава биг-бэнда
(группы саксофонов и медной группы) в состав ЭСО входят традиционные
группы инструментов симфонического оркестра — деревянные духовые,
валторны и струнные (скрипки, альты, виолончели). Соотношение групп в
ЭСО приближается к симфоническому оркестру: струнная группа доминирует,
что связано с преимущественно мелодическим характером музыки для ЭСО;
большую роль играют деревянные духовые инструменты; сам принцип
оркестровки весьма близок к принятому в симфоническом оркестре, хотя
наличие постоянно пульсирующей ритм-секции и более активная роль медной
группы (а иногда и саксофонов) напоминают порой звучание джаз-оркестра.
Важную колористическую роль в ЭСО играют арфа, вибрафон, литавры.
В нашей стране ЭСО очень популярны. Их выступления передаются по
радио и телевидению, они чаще всего исполняют киномузыку, участвуют в
больших эстрадных концертах и фестивалях. Многие советские композиторы
пишут музыку специально для ЭСО. Это А. Я. Эшпай, И. В. Якушенко, В. Н.
Людви-ковский, О. Н. Хромушин, Р. М. Леденев, Ю. С. Саульский, М. М.
Кажлаев, В. Е. Тер-лецкий, А. С. Мажуков, В. Г. Рубашевский, А. В.
Кальварский и другие.
К жанру эстрадной музыки относятся различные виды эстрадных песен:
традиционный романс, современная лирическая песня, пес ня в
танцевальных ритмах с развитым инструментальным сопровождением.
Главное, что объединяет многочисленные виды эстрадной песни, —
стремление их авторов к предельной доступности, запоминаемости мелодии.
Корни такого демократизма — в старинном романсе и в современном
городском фольклоре.
Эстрадная песня не сводится к чистой развлекательности. Так, в
советских эстрадных песнях звучат темы гражданственности, патриотизма,
борьбы за мир и т. д. Недаром песни И. О. Дунаевского, В. П.
Соловьева-Седого, М. И. Блантера, А. Н. Пахмутовой, Д. Ф. Тухманова и
других советских композиторов пользуются любовью не только в нашей
стране, но и далеко за ее пределами. Поистине всемирное признание
получила песня Соловьева-Седого «Подмосковные вечера». В XX в. сменяли
друг друга различные виды танцевальной музыки. Так, танго, румбу,
фокстрот сменил рок-н-ролл, на смену ему пришли твист и шейк, большую
популярность имели ритмы самбы и босса-новы. В течение ряда лет в
эстрадно-танцевальной музыке был распространен стиль диско. Он возник
из сплава негритянской инструментальной музыки с элементами пения и
пластики, характерных для эстрадных певцов из Латинской Америки, в
частности с острова Ямайки. Тесно связанная в Западной Европе и США с
индустрией грамзаписи и практикой деятельности дискотек, музыка стиля
диско оказалась одним из быстротекущих направлений
эстрадно-танцевальной музыки 2-й половины XX в.
Среди советских композиторов, заложивших отечественные традиции в
жанре танцевальной музыки, — А. Н. Цфасман, А. В. Варламов, А. М.
Полонский и другие.
К области эстрадной музыки можно отнести современную рок-музыку. В
музыкальной культуре Западной Европы и США — это течение, очень пестрое
по идейно-художественному уровню и эстетическим принципам. Оно
представлено как произведениями, выражающими протест против социальной
несправедливости, милитаризма, войны, так и сочинениями, проповедующими
анархизм, аморальность, насилие. Столь же разнородна музыкальная
стилистика ансамблей, представляющих это течение. Есть у них, однако,
общая основа, некоторые отличительные черты.
Одна из таких черт — использование пения, сольного и ансамблевого, а
следовательно, и текста, несущего самостоятельное содержание, и
человеческого голоса как особой тембровой окраски. Участники ансамблей
или групп нередко совмещают функции инструменталистов и вокалистов.
Ведущие инструменты — гитары, а также различные клавишные, реже
духовые. Звучание инструментов усиливается различными преобразователями
звука, электронными усилителями. От джазовой музыки рок-музыка
отличается более дробной метроритмической структурой.
В нашей стране элементы рок-музыки получили свое отражение в творчестве вокально-инструментальных ансамблей (ВИА).
Советская эстрадная музыка благодаря своей массовости и широкой
популярности играла значительную роль в эстетическом воспитании
подрастающего поколения. http://www.musiciansfotos.ru/musblog/?p=19
Источник: http://www.musiciansfotos.ru/musblog/?p=19 |