Абсолютный слух — тема спорная, на многих
интернет-форумах об неё ломаются копья, большинство хором сходится на том, что
«слух развить нельзя, он либо есть, либо нет» (а тем более абсолютный), и
«абсолютниками рождаются, это особый дар».
Сам абсолютный слух, в понимании обывателя, это: —
очень хороший музыкальный слух. Обладатель абсолютного слуха — это этакий
Бэтмен в музыке, он может всё и сразу: и мелодию подобрать, и аккорды, и гитару
настроить идеально, и спеть конечно же тоже не дурак. И хоть ничему не учился и
играть ни на чём не умеет — всё равно всё может. И, что важно — никогда
не ошибается!
Дело в том, что «абсолютный слух» — это не понятие из
разговорной речи. Это музыкальный термин со вполне конкретным значением.
Поэтому мнение обывателей мы пока запомним, а дальше разберёмся.
У музыканта, который либо знаком с термином «абсолютный
слух», либо не постеснялся спросить у Яндекса, ответ будет такой: — «АС —
это способность узнавать или воспроизводить на слух высоту отдельного звука, не
сравнивая его с другим звуком, высота которого известна».
(Большая Советская Энциклопедия)
То есть: сыграли вам звук. Вам не показали, какую клавишу
нажали. Вы сказали: это нота ми. Сыграли мелодию. Вы сказали:
соль-ми-ми-соль-ми-ми-соль-фа-ми-ре-до. И ничего не надо подбирать «методом
тыка», всё и так ясно.
Можно ли развить АС, ни музыканты, ни обыватели —
объективно — не знают. Для объективного ответа надо попробовать развить
слух у себя, у других людей, посвятить этому время, отследить результаты и их
взаимосвязь с уровнем первоначальной подготовки человека, его возрастом и
музыкальными способностями. И лишь потом говорить о результатах. Это настоящая
исследовательская работа, немалый труд.
Исследовательских работ в этой области никто из тех, кто
треплется на форумах, не проводил. Из обывателей, далёких от музыки в
принципе — тем более. Но поговорить о чём-то надо, копья поломать,
выставить себя «знатоками».
Поэтому появляются — внимание! — появляются МИФЫ:
МИФ #1
Абсолютный слух — это ЧУДО. Если у меня есть абсолютный
слух — я могу всё!!!! Я могу подбирать аккорды, мелодии, я могу громко и
чисто петь. Мне не надо учиться музыке, мне не надо знать правила, не надо
строить гаммы и изучать сольфеджио. Мне обязательно учиться играть и не надо
знать, где какие ноты на гитаре — я и так её настрою! Ведь у меня есть это
ЧУДО — абсолютный слух!!!!
Но… (продолжает обыватель, слегка всхлипнув)… у меня нет
этого слуха. Это же чудо. А ко мне волшебник на голубом вертолете не прилетал.
Ведь абсолютный слух — это…
МИФ #2
Абсолютный слух — это врождённое!!!
Это дано или не дано! И поэтому у меня нет слуха, а был бы — вот тогда бы
я развернулся!!! Всем Киркоровым бы фору дал.
Насчёт «врождённого».
Давайте пойдём с самого начала. Откуда у нас взялись звуки? Откуда появились
гаммы? Созданы ли они Богом, или может быть, гаммы — это природное явление?
Увы, нет. Музыка в целом, и гаммы как её часть — это
часть нашей культуры. Музыкальные строи, лады, гаммы, теория и т.п. —
появились в результате развития человеческой культуры. Они не были такими «от
природы».
И абсолютный слух — как способность интерпретировать эту часть культуры
(называть звук определённой частоты определённым сочетанием букв: «до», «ре»,
«ми» и т.д.) — врождённым быть не может.
Музыка — как письменность — это часть культуры.
Врождённый абсолютный слух — это как врождённая грамотность. Это всё равно
как если бы ребёнок с рождения, ничему не учась, умел читать книги и газеты.
Или с рождения знал бы все сказки «1000 и 1 ночи» наизусть, и рассказывал бы
вам их перед сном. Ну или бы родился одетым, например, в рубашке.
Много вы знаете таких детей?
Ещё раз, для тех, кто в танке. Врождённым может быть только
то, что относится к чистой биологии. Рефлексы, например.
То, что относится к искусственно созданному человеком (культуре) —
врождённым быть не может по определению.
Можно говорить о врождённых способностях к чему-либо. Но чтобы эти способности
использовать, нужно обучение, приобщение к культуре.
Вот ребёнок, у него отличная зрительная память. Врождённая.
Покажите ему алфавит — запомнит, читать научится. А оставьте его Маугли
среди зверей — не научится.
Вот другой ребёнок, у него память на звуки и их сочетания. Начните его с
раннего возраста учить играть на пианино. И ноты расскажите, где какая, и как
называются. Он запомнит, и будет по слуху узнавать через некоторое время. А не
покажете — не начнёт. Вот вам и «врождённый» абсолютный слух.
Вот смотрите, откуда всё взялось:
Что такое звук?
Звук, в широком смысле — колебательное движение частиц упругой среды,
распространяющееся в виде волн в газообразной, жидкой или твёрдой средах. В
узком смысле — явление, субъективно воспринимаемое специальным органом чувств
человека и животных. Человек слышит звуки с частотой от 16 гц до 20 000 гц (Большая
Советская энциклопедия)
То есть, мы слышим звуки (воспринимаем колебания) в
диапазоне от 16 до 20 000 Гц.
Из этого диапазона исторически были выделены музыкальные звуки:
И так далее по шкале. Высокие звуки — выше частота,
низкие — ниже. На октаву выше — частота в 2 раза выше. Ля 1-й октавы
440, ля 2-й 880, всё остальное поделено на 12 частей внутри октавы (основных
нот 7, но есть ещё до-диез, соль-диез, и т.п., а всего 12, поэтому 12 частей).
Как видите, деление это условно. Так же, как единицы длины, веса и т.п.
У нас сантиметры — а у них дюймы! У нас килограммы — у них фунты.
Шкалы разные.
В привычной нам шкале, в традициях европейской музыки,
минимальное расстояние между звуками — полутон. В традициях других культур
используются и меньшие расстояния, например, ½ полутона (или ¼ тона) и
меньше — у индийцев, персов и т.д.
Точка отсчета — Ля 1-й октавы, 440 Гц. Почему именно
440 Гц? А потому, что в 1939 году международная конференция в Лондоне приняла
именно эту частоту за стандарт. А раньше нота Ля была ниже.
«Для настройки инструментов в ансамбле уже давно была
очевидна необходимость иметь универсальный стандарт высоты тона. Еще в 1619
году Преториус (Praitorius) предложил использовать в качестве эталонной высоты
тона (ноты А4 — ля первой октавы) звук с частотой 422,5 Гц. … В 1939 году
международная конференция в Лондоне приняла стандарт частоты для высоты тона А4
440 Гц, который является международным эталоном до настоящего времени». (Журнал
«Звукорежиссер», октябрь 2003, http://rus.625-net.ru/audioproducer/2003/10/aldo.htm)
Так вот и представьте.
Жил Моцарт. Слышал ноты абсолютным слухом, называл названиями, записывал на
бумаге.
Сейчас живут абсолютники. Слышат ноты. Записывают на бумаге.
Только Моцарт эти звуки записал бы как ля-си-ля например, а люди, живущие в
наше время — как соль-диез — ля-диез — соль-диез.
Потому что все шкалы звуков — условны, а не абсолютны. И названия
звуков — условны. Хоть Цу Ту Лу назови вместо До ре ми —
принципиальной разницы не будет, названия тоже исторически сложились.
Вот вам и абсолютный слух, врожденная якобы способность,
ЧУДО.
Кончилось чудо. Скончалось. Аминь.
Так что же есть, раз чуда нет?
Есть абсолютный слух. Как способность запомнить высоту
звуков, из которых состоит принятый в современной музыке звукоряд. В котором
ноте ля соответствует частота в 440 Гц, а октава делится на 12 частей.
Не исключаю, что можно абсолютно запомнить и другие строи, в которых
необязательно ля 440 Гц, и необязательно минимальное расстояние между звуками —
полутон. Почему бы и нет, это опять же — как запомнить по длине и
сантиметр, и дюйм.
Чего-то уникального, мега-супер-пупер-офигенного в этой
способности запомнить высоту отдельных нот, Чуда, Которое Было Бы Принципиально
Невозможно — я не вижу, скажу честно.
Что тогда было с людьми, которые «родились» со слухом?
Они от природы:
А) обладают повышенной чувствительностью к звукам.
Этим объясняются их способность запомнить по названиям эти звуки, способность
чувствовать малейшую фальшь, то, что их самих этот слух зачастую напрягает
(как-то меня на форуме абсолютники просили придумать курс избавления от
абсолютного слуха).
Б) обладают хорошей памятью на звуки. Либо: звуки являются
для них бОльшими раздражителями, чем для всех остальных, поэтому лучше
запоминаются.
Вот и всё.
Частые вопросы по АС
Будет ли развитый абсолютный слух давать такие же побочные
эффекты, как у «врожденного»? Говорят, от каждой фальшивой ноты человек
мучается.
Доводить это до такой степени чувствительности, как у
«врожденных» абсолютников — не нужно (и не факт, что получится). А значит,
побочных эффектов у вас не будет.
Слух — явление зонное. То есть, за каждую ноту отвечает
«зона». Ля это не всегда точно 440 Гц. А промежуток от 435 до 445 Гц.
Чем меньшую «зону» вы распознаете (¼ тона, 1/8 тона, 1/16 тона), тем лучше
слух.
Чтобы развить абсолютный слух, достаточно распознавать ½ тона. А эти звуки вы и
так слышите вокруг себя каждый день — и навряд ли вас фальшь сильно
тревожит. Оттого что вы запомните ещё, дополнительно, как эти звуки
называются — мир не перевернется.
«В музыке, область, в пределах которой могут меняться
физические количественные характеристики звука (частота колебаний, состав,
интенсивность, продолжительность звука) без изменения при восприятии его
качества как данного звука. В частности, каждой ступени музыкального звукоряда
(до, до-диез, ре и т.д.) соответствует не одна частота, как в математически
выраженном строе,
а целая область близко расположенных частот (например, звук ля первой октавы
может иметь не только 440 колебаний в секунду, но любое число колебаний в
пределах примерно от 435 до 445). Такие области частот называются звуковысотными
зонами».
(Большая Советская Энциклопедия)
«Просто музыкального слуха», имея который, можно делать
«всё» — не бывает. Словосочетание «музыкальный слух» — это поверхностное,
обиходное выражение. Точнее было бы сказать «музыкальные способности».
А слух бывает: — абсолютный (слышите мелодию
нотами) — относительный (определяете расстояния между звуками) —
гармонический (понимаете, где какой аккорд был взят. Аккорд — это
сочетание звуков, от 3-х и более, в отличие от мелодии, где звуки идут по
одному).
Если вы хотите с ходу подбирать мелодию — вам нужны
относительный и абсолютный слух. В принципе, можно обойтись относительным, и
каждый раз «тыкаться» по инструменту в поисках нужных нот.
Можно развить АС и тогда вы будете определять ноты абсолютно, а «проверять»
себя тут же — относительным слухом.
Если вы хотите подбирать аккорды — вам нужен
гармонический слух и музыкальная теория (в которой объяснены принципы, как
строится музыка, где какой аккорд берётся, какие бывают их сочетания и т.д.)
Без теории вы будете так же «тыкаться», как слепой котёнок.
Если вы собираетесь писать музыку — вам нужно всё.
Относительный, гармонический, музтеория, абсолютный слух тоже пригодится.
Как это будет работать: вы «про себя», в голове, придумываете мелодию. Если
абсолютный слух — то сразу нотами. Если относительный — то пойдёте
«тыкаться» на инструменте, подберёте.
Дальше аккорды. Ваши знания теории помогут вам их подобрать. А если есть гармонический
слух — то вы сможете представить себе звучание сочетания аккордов песни
ещё в голове, без инструмента. А потом только зафиксировать на бумаге.
Если вы собираетесь петь, учтите, в пении участвует 2
составляющих: голос и слух.
Имея слух, вы определите, чисто поёте или нет. Но это не значит, что, если вы
услышите свою лажу, вы тут же начнёте петь чисто.
Чаще бывает так: вы хотите спеть, и знаете, как надо спеть, но… не получается.
Голос не слушается.
Вывод: нужна работа с голосом. Голос надо приучить слушаться
вас. Чуть выше захотели спеть — спели и попали. Чуть ниже — тоже
спели и попали. В отдельную ноту чисто попасть. Потом от одной ноты к другой. И
всё получится.
А чуда, скажу вам по секрету — не бывает. Чтобы
получить какой-то навык, нужно работать. Хорошая новость в том, что, если вы
любите музыку — для вас это не работа, а удовольствие.