Театр эстрадной песни МИКС г.Шостка

Меню сайта
Категории раздела
Cтатьи [14]
Новости [2]
Песни МИКСА
Гороскоп
гороскоп
...
Наш опрос
Оцените сайт
Всего ответов: 218
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа
Главная » Статьи » Cтатьи

Что такое абсолютный слух


Что такое абсолютный слух?


Абсолютный слух — тема спорная, на многих интернет-форумах об неё ломаются копья, большинство хором сходится на том, что «слух развить нельзя, он либо есть, либо нет» (а тем более абсолютный), и «абсолютниками рождаются, это особый дар».

     Сам абсолютный слух, в понимании обывателя, это: — очень хороший музыкальный слух. Обладатель абсолютного слуха — это этакий Бэтмен в музыке, он может всё и сразу: и мелодию подобрать, и аккорды, и гитару настроить идеально, и спеть конечно же тоже не дурак. И хоть ничему не учился и играть ни на чём не умеет — всё равно всё может. И, что важно — никогда не ошибается!

Дело в том, что «абсолютный слух» — это не понятие из разговорной речи. Это музыкальный термин со вполне конкретным значением. Поэтому мнение обывателей мы пока запомним, а дальше разберёмся.

У музыканта, который либо знаком с термином «абсолютный слух», либо не постеснялся спросить у Яндекса, ответ будет такой: — «АС — это способность узнавать или воспроизводить на слух высоту отдельного звука, не сравнивая его с другим звуком, высота которого известна».
(Большая Советская Энциклопедия)

То есть: сыграли вам звук. Вам не показали, какую клавишу нажали. Вы сказали: это нота ми. Сыграли мелодию. Вы сказали: соль-ми-ми-соль-ми-ми-соль-фа-ми-ре-до. И ничего не надо подбирать «методом тыка», всё и так ясно.

     Можно ли развить АС, ни музыканты, ни обыватели — объективно — не знают. Для объективного ответа надо попробовать развить слух у себя, у других людей, посвятить этому время, отследить результаты и их взаимосвязь с уровнем первоначальной подготовки человека, его возрастом и музыкальными способностями. И лишь потом говорить о результатах. Это настоящая исследовательская работа, немалый труд.

Исследовательских работ в этой области никто из тех, кто треплется на форумах, не проводил. Из обывателей, далёких от музыки в принципе — тем более. Но поговорить о чём-то надо, копья поломать, выставить себя «знатоками».

Поэтому появляются — внимание! — появляются МИФЫ:

 

МИФ #1

 

     Абсолютный слух — это ЧУДО. Если у меня есть абсолютный слух — я могу всё!!!! Я могу подбирать аккорды, мелодии, я могу громко и чисто петь. Мне не надо учиться музыке, мне не надо знать правила, не надо строить гаммы и изучать сольфеджио. Мне обязательно учиться играть и не надо знать, где какие ноты на гитаре — я и так её настрою! Ведь у меня есть это ЧУДО — абсолютный слух!!!!

Но… (продолжает обыватель, слегка всхлипнув)… у меня нет этого слуха. Это же чудо. А ко мне волшебник на голубом вертолете не прилетал. Ведь абсолютный слух — это…

 

МИФ #2

 

     Абсолютный слух — это врождённое!!!
Это дано или не дано! И поэтому у меня нет слуха, а был бы — вот тогда бы я развернулся!!! Всем Киркоровым бы фору дал.
Насчёт «врождённого».
Давайте пойдём с самого начала. Откуда у нас взялись звуки? Откуда появились гаммы? Созданы ли они Богом, или может быть, гаммы — это природное явление?

Увы, нет. Музыка в целом, и гаммы как её часть — это часть нашей культуры. Музыкальные строи, лады, гаммы, теория и т.п. — появились в результате развития человеческой культуры. Они не были такими «от природы».
И абсолютный слух — как способность интерпретировать эту часть культуры (называть звук определённой частоты определённым сочетанием букв: «до», «ре», «ми» и т.д.) — врождённым быть не может.
Музыка — как письменность — это часть культуры.
Врождённый абсолютный слух — это как врождённая грамотность. Это всё равно как если бы ребёнок с рождения, ничему не учась, умел читать книги и газеты. Или с рождения знал бы все сказки «1000 и 1 ночи» наизусть, и рассказывал бы вам их перед сном. Ну или бы родился одетым, например, в рубашке.
Много вы знаете таких детей?

Ещё раз, для тех, кто в танке. Врождённым может быть только то, что относится к чистой биологии. Рефлексы, например.
То, что относится к искусственно созданному человеком (культуре) — врождённым быть не может по определению.
Можно говорить о врождённых способностях к чему-либо. Но чтобы эти способности использовать, нужно обучение, приобщение к культуре.

Вот ребёнок, у него отличная зрительная память. Врождённая. Покажите ему алфавит — запомнит, читать научится. А оставьте его Маугли среди зверей — не научится.
Вот другой ребёнок, у него память на звуки и их сочетания. Начните его с раннего возраста учить играть на пианино. И ноты расскажите, где какая, и как называются. Он запомнит, и будет по слуху узнавать через некоторое время. А не покажете — не начнёт. Вот вам и «врождённый» абсолютный слух.

Вот смотрите, откуда всё взялось:


Что такое звук?
      Звук, в широком смысле — колебательное движение частиц упругой среды, распространяющееся в виде волн в газообразной, жидкой или твёрдой средах. В узком смысле — явление, субъективно воспринимаемое специальным органом чувств человека и животных. Человек слышит звуки с частотой от 16 гц до 20 000 гц (Большая Советская энциклопедия)

То есть, мы слышим звуки (воспринимаем колебания) в диапазоне от 16 до 20 000 Гц.
Из этого диапазона исторически были выделены музыкальные звуки:


И так далее по шкале. Высокие звуки — выше частота, низкие — ниже. На октаву выше — частота в 2 раза выше. Ля 1-й октавы 440, ля 2-й 880, всё остальное поделено на 12 частей внутри октавы (основных нот 7, но есть ещё до-диез, соль-диез, и т.п., а всего 12, поэтому 12 частей).
Как видите, деление это условно. Так же, как единицы длины, веса и т.п.
У нас сантиметры — а у них дюймы! У нас килограммы — у них фунты. Шкалы разные.

В привычной нам шкале, в традициях европейской музыки, минимальное расстояние между звуками — полутон. В традициях других культур используются и меньшие расстояния, например, ½ полутона (или ¼ тона) и меньше — у индийцев, персов и т.д.

Точка отсчета — Ля 1-й октавы, 440 Гц. Почему именно 440 Гц? А потому, что в 1939 году международная конференция в Лондоне приняла именно эту частоту за стандарт. А раньше нота Ля была ниже.

«Для настройки инструментов в ансамбле уже давно была очевидна необходимость иметь универсальный стандарт высоты тона. Еще в 1619 году Преториус (Praitorius) предложил использовать в качестве эталонной высоты тона (ноты А4 — ля первой октавы) звук с частотой 422,5 Гц. … В 1939 году международная конференция в Лондоне приняла стандарт частоты для высоты тона А4 440 Гц, который является международным эталоном до настоящего времени». (Журнал «Звукорежиссер», октябрь 2003, http://rus.625-net.ru/audioproducer/2003/10/aldo.htm)

    

     Так вот и представьте.
Жил Моцарт. Слышал ноты абсолютным слухом, называл названиями, записывал на бумаге.
Сейчас живут абсолютники. Слышат ноты. Записывают на бумаге.
Только Моцарт эти звуки записал бы как ля-си-ля например, а люди, живущие в наше время — как соль-диез — ля-диез — соль-диез.
Потому что все шкалы звуков — условны, а не абсолютны. И названия звуков — условны. Хоть Цу Ту Лу назови вместо До ре ми — принципиальной разницы не будет, названия тоже исторически сложились.

Вот вам и абсолютный слух, врожденная якобы способность, ЧУДО.
Кончилось чудо. Скончалось. Аминь.

     Так что же есть, раз чуда нет?

Есть абсолютный слух. Как способность запомнить высоту звуков, из которых состоит принятый в современной музыке звукоряд. В котором ноте ля соответствует частота в 440 Гц, а октава делится на 12 частей.
Не исключаю, что можно абсолютно запомнить и другие строи, в которых необязательно ля 440 Гц, и необязательно минимальное расстояние между звуками — полутон. Почему бы и нет, это опять же — как запомнить по длине и сантиметр, и дюйм.

Чего-то уникального, мега-супер-пупер-офигенного в этой способности запомнить высоту отдельных нот, Чуда, Которое Было Бы Принципиально Невозможно — я не вижу, скажу честно.

 

Что тогда было с людьми, которые «родились» со слухом?


     Они от природы:

А) обладают повышенной чувствительностью к звукам.
Этим объясняются их способность запомнить по названиям эти звуки, способность чувствовать малейшую фальшь, то, что их самих этот слух зачастую напрягает (как-то меня на форуме абсолютники просили придумать курс избавления от абсолютного слуха).

Б) обладают хорошей памятью на звуки. Либо: звуки являются для них бОльшими раздражителями, чем для всех остальных, поэтому лучше запоминаются.
Вот и всё.


 

     Частые вопросы по АС


Будет ли развитый абсолютный слух давать такие же побочные эффекты, как у «врожденного»? Говорят, от каждой фальшивой ноты человек мучается.

Доводить это до такой степени чувствительности, как у «врожденных» абсолютников — не нужно (и не факт, что получится). А значит, побочных эффектов у вас не будет.

Слух — явление зонное. То есть, за каждую ноту отвечает «зона». Ля это не всегда точно 440 Гц. А промежуток от 435 до 445 Гц.
Чем меньшую «зону» вы распознаете (¼ тона, 1/8 тона, 1/16 тона), тем лучше слух.
Чтобы развить абсолютный слух, достаточно распознавать ½ тона. А эти звуки вы и так слышите вокруг себя каждый день — и навряд ли вас фальшь сильно тревожит. Оттого что вы запомните ещё, дополнительно, как эти звуки называются — мир не перевернется.

«В музыке, область, в пределах которой могут меняться физические количественные характеристики звука (частота колебаний, состав, интенсивность, продолжительность звука) без изменения при восприятии его качества как данного звука. В частности, каждой ступени музыкального звукоряда (до, до-диез, ре и т.д.) соответствует не одна частота, как в математически выраженном строе, а целая область близко расположенных частот (например, звук ля первой октавы может иметь не только 440 колебаний в секунду, но любое число колебаний в пределах примерно от 435 до 445). Такие области частот называются звуковысотными зонами».
(Большая Советская Энциклопедия)


«Просто музыкального слуха», имея который, можно делать «всё» — не бывает. Словосочетание «музыкальный слух» — это поверхностное, обиходное выражение. Точнее было бы сказать «музыкальные способности».

А слух бывает: — абсолютный (слышите мелодию нотами) — относительный (определяете расстояния между звуками) — гармонический (понимаете, где какой аккорд был взят. Аккорд — это сочетание звуков, от 3-х и более, в отличие от мелодии, где звуки идут по одному).

Если вы хотите с ходу подбирать мелодию — вам нужны относительный и абсолютный слух. В принципе, можно обойтись относительным, и каждый раз «тыкаться» по инструменту в поисках нужных нот.
Можно развить АС и тогда вы будете определять ноты абсолютно, а «проверять» себя тут же — относительным слухом.

Если вы хотите подбирать аккорды — вам нужен гармонический слух и музыкальная теория (в которой объяснены принципы, как строится музыка, где какой аккорд берётся, какие бывают их сочетания и т.д.)
Без теории вы будете так же «тыкаться», как слепой котёнок.

Если вы собираетесь писать музыку — вам нужно всё. Относительный, гармонический, музтеория, абсолютный слух тоже пригодится.
Как это будет работать: вы «про себя», в голове, придумываете мелодию. Если абсолютный слух — то сразу нотами. Если относительный — то пойдёте «тыкаться» на инструменте, подберёте.
Дальше аккорды. Ваши знания теории помогут вам их подобрать. А если есть гармонический слух — то вы сможете представить себе звучание сочетания аккордов песни ещё в голове, без инструмента. А потом только зафиксировать на бумаге.

Если вы собираетесь петь, учтите, в пении участвует 2 составляющих: голос и слух.
Имея слух, вы определите, чисто поёте или нет. Но это не значит, что, если вы услышите свою лажу, вы тут же начнёте петь чисто.
Чаще бывает так: вы хотите спеть, и знаете, как надо спеть, но… не получается. Голос не слушается.

Вывод: нужна работа с голосом. Голос надо приучить слушаться вас. Чуть выше захотели спеть — спели и попали. Чуть ниже — тоже спели и попали. В отдельную ноту чисто попасть. Потом от одной ноты к другой. И всё получится.

А чуда, скажу вам по секрету — не бывает. Чтобы получить какой-то навык, нужно работать. Хорошая новость в том, что, если вы любите музыку — для вас это не работа, а удовольствие.

Удачи и трудолюбия вам.

 

Категория: Cтатьи | Добавил: Nik (23.12.2009)
Просмотров: 3013 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Новые статьи
[09.11.2010][Cтатьи]
Что такое ПЕВЧЕСКИЙ ГОЛОС? (0)
[09.11.2010][Cтатьи]
Метод Александера. Вернуть себе утраченный голос. (0)
[28.10.2010][Cтатьи]
Голосовой аппарат певца. - читать далее (0)
[27.09.2010][Cтатьи]
Когда дети не хотят заниматься музыкой. (0)
[06.06.2010][Cтатьи]
Техника речи и постановка голоса (1)
[28.03.2010][Cтатьи]
Что на самом деле делает преподаватель музыки? (0)
Новости г. Шостка
Новости ЦЕВа
Погода г.Шостка
Поиск
Жизнь ради мечты
Друзья сайта
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz