Театр эстрадной песни МИКС г.Шостка

Меню сайта
Категории раздела
Cтатьи [14]
Новости [2]
Песни МИКСА
Гороскоп
гороскоп
...
Наш опрос
Оцените сайт
Всего ответов: 216
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа
Главная » Статьи » Cтатьи

О музыке в наушниках


О музыке в наушниках



Развитие у детишек музыкальности совершенно естественно связано с наличием у них хорошего слуха. В данном случае речь идет даже не о музыкальном слухе, как о производном понятии, а об основе основ - физиологическом слухе. Ну в самом деле, как можно при нарушении слуха говорить о каких-то деталях, нюансах, музыкальных оттенках при слушании и исполнении музыки, если ребенок элементарно их не расслышит.

Да, Бетховен был глух. Но глухота его развивалась постепенно, и великим музыкантом он стал, когда еще хорошо слышал. Далее же все больше работала его музыкальная память. Плюс попытки компенсировать снижение слуха и расслышать воспроизводимое, используя способность нашего организма воспринимать звуковые колебания всем телом. Естественно, не сравнимую по качеству с органом слуха, специально для этого предназначенным.

Начать эту тему меня побудила обычная поездка в метро. Обратите внимание, как ныне велика доля пассажиров, от мала до велика, которые едут, попутно затолкав себе в уши наушники. Причем частенько пассажиры по-соседству слышат (в грохочущем вагоне!), как эти маленькие штучки пшикают и тыцкают прямо в уши их счастливых обладателей, задувая туда нечто, напоминающее музыку, которую иногда даже можно распознать в радиусе метра-двух.



Чтобы оценить масштаб происходящего, посмотрите на картинку.
Наушники типа "вкладыши" вставляются фактически в ушной проход, откуда с расстояния в несколько сантиметров прямой наводкой бьют в барабанную перепонку и далее через сложную и тонкую слуховую систему, состоящую из различных косточек, перепонок и жидкостей, передают звуковые колебания в улитку, находящуюся во внутреннем ухе, и в расположенный в ней кортиев орган. Там колебания преобразуются в нервные импульсы, воспринимаемые мозгом. Рассеивания, как при прослушивании через обычную акустическую систему, практически не происходит, ибо некуда.


Теперь, для лучшего понимания, немного справочной информации.


То, что в быту называется "громкостью", достаточно условное понятие (хотя на бытовом уровне его хватает).Собственно говоря, это мощность источника звукового излучения. Но источник этот может находиться в различных условиях (расстояние, звукопроводящие свойства материалов и пр.) по отношению к нам, как к "приемнику" звукового сигнала. И нам гораздо интереснее параметры звука в точке, где мы его воспринимаем. Для этого введено понятие уровня звукового давления, создаваемого источником звука в определенной точке. Если измерять звуковое давление в абсолютных величинах, будет очень неудобно, так как различные звуки, которые мы слышим в быту, обладая здоровым органом слуха, различаются между собой по абсолютному уровню в сотни и тысячи раз. Для удобства за основу взята логарифмическая шкала, а уровни звукового давления измеряются в децибелах (дБ).

К примеру, шепот оценивается в 30 дБ, разговор - 45 дБ, крик - около 80 дБ, отбойный молоток 120 дБ, свыше 130 дБ начинаются звуки с уровнем, превышающим болевой порог (двигатель самолета, ракеты, ударная волна от сверхзвукового самолета, взрыв и пр.), которые после 150 дБ приводят к увечью, а после 200 дБ - к смерти.

Для нас также важно понятие динамического диапазона, т.е.разницы между самыми тихими и самыми громкими фрагментами музыки. Тихие фрагменты мы должны расслышать за окружающим шумом, громкие не должны повреждать наш слух. Максимальный необходимый для этого уровень приблизительно можно получить, просуммировав уровень шума и динамический диапазон.

Динамический диапазон симфонической музыки доходит до 80 - 100 дБ, поп-музыки - вдвое меньше. Если уровень шума в помещении 30 дБ, то, чтобы услышать симфоническое произведение целиком, максимальный уровень звукового давления должен быть не меньше 110-120 дБ. На концертах он еще выше, однако (это важно) имеет непродолжительный пиковый характер.


Шум (непрерывный) от поезда метро - до 90 дБ. Полагаю, что желающих слушать классику в метро не очень много, поэтому услышать нам надо хотя бы 45-50 дБ. Кроме того, современные фонограммы подвергаются на стадии производства процедуре сжатия динамического диапазона, то есть принудительно сокращается разница в уровне громкости тихих и громких фрагментов.. Не будем здесь обсуждать причины этого малохудожественного мероприятия. Но в результате для музычки попроще можно сбросить еще около 15 дБ. Остается 30 дБ динамического диапазона, которые, как ни крути, не должны потонуть в окружающем шуме (напомню, что для прослушивания серьезной музыки это в принципе не подходит).

Любые наушники, даже самые открытые, обладают определенной звукоизоляцией. Профессиональные студийные наушники - 16-32 дБ, "вкладыши" - естественно, гораздо ниже. Пусть будет 10 дБ (весьма оптимистично).
Итого имеем максимальный уровень звукового давления, который мы получим в уши, слушая какой-нибудь mp3-плеер в вагоне метро - около 110 дБ. Это только чтобы расслышать. А не чтобы забрало от души. То есть, этот максимум - на самом деле необходимый минимум, в реальности превышаемый.
Ну что же, даже тише отбойного молотка (кстати, мастера этого деструктивного инструмента тоже надевают наушники. Звукоизолирующие).

Важное значение имеет длительность воздействия звуков с уровнями, превышающими безопасные, на основной орган слуха - кортиев орган с особыми слуховыми волосковыми клетками, воспринимающими звуковые колебания. При кратковременном звуковом воздействии с опасным уровнем особые мышцы перекрывают слуховой канал, защищая эти клетки от повреждения. Однако если такое воздействие продолжается (к примеру, длительное прослушивание музыки на пиковых уровнях), то эти мышцы утомляются и уже не могут защищать нежные волосковые клетки. Со временем перегружаемые клетки теряют способность к регенерации, и начинаются необратимые изменения слуха. Причем в таком возрасте, когда о возрастных изменениях слуха говорить еще не приходится.


Существует еще тип наушников, называемых "канальными". По большому счету, они являются настоящими "затычками", ибо реально затыкают ушной проход. Безусловно, уровень звукоизоляции у них лучше, что позволяет сделать звук чуть тише. Правда, гарвардские ученые проводили измерения, показавшие, что чем меньше конструкция наушников, и, соответственно, чем ближе они к барабанной перепонке, тем выше уровень звукового давления, создаваемого ими при прослушивании музыкального фрагмента с субъективно одинаковой громкостью.

С точки зрения заботы о своем слухе правильнее поступают те, кто использует большие закрытые накладные наушники с оголовьем. Звук у них более качественный, звуковой излучатель расположен дальше от слухового органа, и лучше звукоизоляция, что позволяет получать полноценную звуковую картину при прослушивании музыки на более низких, безопасных уровнях громкости.


Однако несложно сообразить, что улучшенная звукоизоляция и, соответственно, возможность слушать музыку на более безопасных уровнях, имеет обратную сторону. Какую? Как ни странно, улучшенную звукоизоляцию. Человек в таких наушниках несколько выпадает из реальности, фактически лишаясь одного (но весьма важного на улице!) из своих органов чувств. К тому же, длительное воздействие ритмичной музыки на высокой громкости само по себе способствует снижению внимания и скорости реакции, то есть связь с окружающим миром становится еще более хрупкой. Что, понятно, вне дома чревато последствиями.




Источник: http://www.muschildren.com/2010/01/snizhenie-sluha.html
Категория: Cтатьи | Добавил: Nik (03.02.2010)
Просмотров: 1780 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Новые статьи
[09.11.2010][Cтатьи]
Что такое ПЕВЧЕСКИЙ ГОЛОС? (0)
[09.11.2010][Cтатьи]
Метод Александера. Вернуть себе утраченный голос. (0)
[28.10.2010][Cтатьи]
Голосовой аппарат певца. - читать далее (0)
[27.09.2010][Cтатьи]
Когда дети не хотят заниматься музыкой. (0)
[06.06.2010][Cтатьи]
Техника речи и постановка голоса (1)
[28.03.2010][Cтатьи]
Что на самом деле делает преподаватель музыки? (0)
Новости г. Шостка
Новости ЦЕВа
Погода г.Шостка
Поиск
Жизнь ради мечты
Друзья сайта
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Copyright MyCorp © 2017
    Конструктор сайтов - uCoz